Запись звука на компьютере. Шаг второй.
Итак, если вы вознамерились достаточно хорошо записать звук на компьютере, скажем PC, под операционкой XP, со встроенной (интегрированной) звуковой картой, а это наиболее распространенная конфигурация, вам потребуется следующее:
Из софта необходим какой-нибудь звуковой редактор. Наиболее просто – покопаться в своих дистрибутивах и найти там NERO, в NERO есть WAVE EDITOR – это тот самый, наиболее простой звуковой редактор, позволяющий записать и обработать звук на компьютере. Если ничего нет, надо доставать и устанавливать что-то из этого: Sound Forge, Wavelab, Аdobe Audition. Я лично пробовал каждый. Все эти редакторы вполне достойны, и пользоваться можно любым, выбор – дело вкуса. Скажу только, что Sound Forge – не сводильная программа, то есть нельзя записывать несколько каналов одновременно, делать так называемое наложение. За Wavelab ничего плохого и хорошего не скажу, пользовался мало, но те, кто пользуются, весьма довольны. Аdobe Audition считаю наиболее продвинутым и, в целом, лидером, но у него есть один недостаток: плохо видит некоторые VSTi, например вам не удастся втулить в него такой популярный плагин как Guitar Rig. Уж не знаю почему, но даже если и увидит, то зависает или синяя смерть. Но, тем не менее, у Аdobe Audition, по моему мнению, наиболее удачный интерфейс, а если поставить русификатор, то совсем без проблем будет происходить освоение редактора.
Из железа потребуется микрофон и стойка для микрофона, ибо без стойки – это самоистязание и мазохизм. Мультимедийные микрофоны для караоке, которые продаются в широком доступе – это, конечно, кака, но в принципе, ими можно пользоваться если вас не накрыло понтами, в специализированных же магазинах можно купить микрофончик вполне сносный тысячи за полторы. Имеется одна проблема, входной штекер для микрофона на интегрированной звуковой карте – это джек Ø3,5 мм и к нему подходят джеки каркоке микрофонов, а профессиональные микрофонные шнуры снабжаются другими разъёмами, это либо джек Ø5 мм, либо специализированный микрофонный разъём. То есть потребуется переходник. Шнуры должны быть экранированными, желательно, что бы это были клоцы (Klotz) с золочеными штекерами. Потребуются наушники, ибо в жалких мультимедийных колоночках вы ничего не услышите, в смысле не сможете оценить качество записи. Желательно сразу приобрести хорошие (дорогие) «уши». Наушники должны быть закрытыми и удобными. В хозяйстве они всегда пригодятся. Для записи с электрогитары или синтезатора потребуется только шнур (кабель) экранированный Klotz с золочеными штекерами и переходником, потому что я ни разу не видел профессионального готового кабеля, у которого на одном конце джек Ø5 мм, а на другом джек Ø3,5 мм.
Из знаний вам потребуется умение работать в редакторе. На предварительное освоение любого из них нужно всего пару дней, а то и меньше, просты они ибо. Чтение мануалов, которых достаточно в сети, займет столько же времени, сколько потребуется на освоение программы методом тыка. Так же надо научиться снижать разнообразные фоны при записи, про это изложено в статье про первые шаги. И ещё, и это пожалуй самое главное – задержка звука при записи на интегрированную карту. Бороться с ней, с задержкой, можно установкой драйвера ASIO 4All, но это не радикальный способ, этот драйвер может только уменьшить задержку (драйвер можно скачать в сети, он бесплатный). При записи наложением должно не мониторить (не воспроизводить) записываемый сигнал, а ориентироваться по живому звуку, а потом пододвинуть записанный материал в правильную позицию. В различных редакторах этот приём осуществляется примерно одинаково.
Итак, кликайте красную кнопку и записывайтесь. Перед исполнением обязательно выдержите некоторый режим тишины, чтобы была возможность срезать шумы по этому участку в качестве эталона.
При записи необходимо добиться максимального уровня (громкости) записанного материала, но без запираний (клиппирования). Допустимы лишь отдельные клипы без искажений. Уровень (громкость) входного сигнала при записи из редактора, как правило, не регулируется. Этот параметр управляется от источника или в окне звуковой карты (и то не всякой). Для интегрированной звуковой карты предварительный усилитель («пред», «преамп») как правило, не нужен.
Редактор может спросить вас о параметрах записи, выбирайте частоту дискретизации (семплирования) 44,1 кГц и битность 24bit, и обработку звука производите в этих параметрах. При записи на CD битность будет изменена на 16bit автоматически при прожиге или сама программа попросит вас изменить битность для записи на диск.
Полученную запись вы можете обработать в редакторе, как отдельно по каналам, так и всю целиком. Обработки могут быть такими: снижение шума, компрессия (обязательно на вокал), эквализация (усиление/ослабление по различным частотам), дилей (повторение с регулируемой задержкой), реверберация (генерирование отраженных сигналов в помещении) и многие, многие другие. Все эти обработки называются плагинами VST и они вшиты в редакторы, хота могут быть и отдельными программами.
И в заключении для общего развития: на сегодня существуют три основных способа передачи/преобразования звука в компьютере.
Преобразование аналогового сигнала от микрофона, гитары и т.д. в цифровой и обратно через ЦАП/АЦП звуковой карты. Для подключения по этому тракту существуют джеки Ø5 мм, Ø3,5 мм, а так же тюльпаны.
MIDI интерфейс – передача сигнала от MIDI клавиатуры (например) в звуковую карту, с последующей его обработкой (преобразованием) в звук. MIDI разъёмы – это такие 5-пиновые круглые штекеры старого образца, которыми снабжалась вся советская аппаратура.
S/PDIF – цифровая передача звука по оптическому кабелю. Квадратный разъём с красным огоньком внутри.
Удачи.
© [B_O_T]anik, Мурманск, июнь, 2011.