Вторник, 19.03.2024, 05:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Запись звука на компьютере. Шаг третий.(Записаться поприличнее)

Запись звука на компьютере. Шаг третий.

Итак, если вы вознамерились очень хорошо записать звук на компьютере, вам потребуется следующее:

Из железа - приличная звуковая карта. Основной характеристикой, определяющей приличность или неприличность звуковой карты является уровень качества цифро-аналогового преобразования, так называемый ЦАП/АЦП, то есть из цифры в аналог и обратно. Из множества выпускаемых сейчас звуковых карт, для домашней студии наиболее привлекательны ESI Juli@ и M-Audio Audiophile. Карта ESI Juli@ - девайс весьма любопытный и достаточно популярный. На форуме rmmedia.ru для обладателей этой карты существует даже отдельный тред http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=31528, где они самозабвенно трут за достоинства и недостатки этой карточки. А недостатки у неё есть. Первое – к ней обязательно нужен предусилитель, если это, конечно, можно назвать недостатком, и второе – нельзя подключать наушники напрямую в карту, то есть, физически это сделать можно, но не рекомендую, ибо, скорее всего вы карту испортите. Но «Юльку» любят за очень хороший ЦАП/АЦП, высокую скорость (можно добиться практически нулевой задержки) и ещё по протоколу ReWire эта карта может подключить что угодно к чему угодно.

Карточки от M-Audio тоже весьма достойного качества девайсы, хаять не буду. Кроме того, если вы когда-нибудь дорастете до Pro Tools, имейте в виду, что некоторое программное обеспечение Pro Tools работает только со звуковыми картами M-Audio.

Если у вас ноутбук, то надо приобретать внешний аудиоинтерфейс. Требования к нему должны быть такие, впрочем, это относится ко всем звуковым картам:

  1. Качественный ЦАП/АЦП.
  2. Наличие качественного предусилителя.
  3. Многоканальность. Не плохо если есть возможность записать, например 4 инструмента одновременно, мало ли пригодится.
  4. Удобный интерфейс для мониторинга (подключения наушников) и наличие универсальных разъёмов, MIDI и S/PDIF.
  5. Мультиклиентность – возможность подключать различные приложения (секвенсоры, звуковые редакторы) одновременно. Удивительно, но некоторые достаточно дорогие карточки этой функции не имеют.
  6. Корректная/надежная работа драйверов.
  7. Если ваш ноутбук имеет Fire-Wire вход, то желательно, что бы и карточка имела такой выход.

По совокупности качеств, я сейчас приглядываюсь к карточке M-Audio Fast Track Ultra, хотя девайс не из дешёвых. Но вам может понравиться и M-Audio Fast Track  – простая, не дорогая, достаточно надёжная и качественная.

Ещё следует обратить внимание на вот какой момент: если у вас ОС Windows 7 или Vista какая-нибудь, то эти операционки 64-битные, а большинство имеющихся на рынке девайсов заточены под XP, которая 32-битная. В связи с этим возможна некорректная работа драйверов.

Итак, если у вас есть хорошая звуковая карта и редактор, то можно уже и записываться, только надо активировать звуковую карту, во-первых, в Windows в настройках и, во-вторых, в самом редакторе. Желательно интегрированную карту отключит совсем, на уровне BIOS. И еще неплохо иметь микшер, ибо без него крайне неудобно работать.

В звуковых редакторах типа Adobe Audition и Wavelab  можно осуществлять запись с микрофона, электрогитары, синтезатора и прочих живых инструментов и обрабатывать уже записанный материал с помощью различных программных и аппаратных средств. Если у вас нет музыкальных инструментов вообще, или нет подходящих, но есть желание создавать музыку, то вам нужен секвенсор.  Современные секвенсоры  – это довольно сложные программы, работающие как с MIDI, так и со звуковыми файлами wav формата. Когда-то, на заре истории секвенсоры предназначались и работали только с MIDI, а вот глядишь ты, как всё изменилось. Вот перечень наиболее востребованных, или, скажем так, серьёзных секвенсоров по возрастанию по мере их крутости ИМХО:

Fruity Loops Studio – довольно простая и любимая за это народом программа, для домашнего пользования, хотя, надо сказать, что мастерам своего дела удаётся высекать в ней весьма крутые креативы. Имеет на борту все необходимые виртуальные  инструменты (VSTi): барабаны, бас, синтезаторы и прочее.

Ableton Live – не пользовался, прога по отзывам не затейливая, но вполне функциональная. Мне кажется, что широкого распространения в России она почему-то не приобрела, хотя очень часто оказывается в виде бесплатного приложения к разнообразным девайсам типа звуковых карт.

Samplitude – хороший секвенсор, вполне профессиональный. Мне лично слегка не понравился интерфейс, но я, ни в коем случае, не отговариваю - это дело чисто вкуса.

Propellerhead Reason – серьёзная студия. Сделана в виде рэковой стойки (то есть эмулирует её), если нажать специальную кнопочку стойка поворачивается тыльной стороной, а там херова туча проводов болтается, смотреть страшно. В общем, чтобы освоить эту прогу, нужно шарить.

Steinberg Cubase (Nuendo) – считается в народе слишком сложной программой. Может быть, может быть…, но если вам удастся обуздать её, то вы получите в свои руки мощнейшее средство звукозаписи. Вшитые VSTi имеют, мягко говоря, не очень выдающиеся параметры. Возможно, это сделано разработчиками для того, чтобы не утяжелять программу, да и родные плагины обработок (VST) тоже так себе. Обычно на Кубасу навешивают сторонние плагины VST и VSTi и становится счастье.

Cakewalk Sonar – американский конкурент Cubase. Имеет на борту все, оркестр, семплерные барабаны, синтезаторы и всё очень качественное.

 Apple Logic Audio – крутизна, которая работает на оси MacOS.

Отдельно следует сказать про REAPER от Cockos. Этот секвенсор является относительно свежей разработкой, функционален так же как Cubase, но намного легче и поэтому быстрее. Некоммерческая лицензия стоит всего 40$.

Про VST и VSTi затрём в следующей статье.

©[B_O_T]anik, Мурманск, июль, 2011.